Картотека игр по развитию мелкой моторики рук у детей
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: ёмкость,
наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне
которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие
игрушки).
Ход
игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая
кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал
наполнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными,
а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и
называет его.
Речевое
сопровождение:
«Сюда насыпали
горох и пальцы запустили,
Устроим там
переполох, чтоб пальцы не грустили.»
Игра «Коробочка тактильных ощущений»
Цель: развивать
мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое
мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход
игры: ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и
наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях (гладкие,
жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит
схожие по тактильным ощущениям материалы.
Игра «Весёлые клубочки»
Цель: развивать
умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость,
координацию движений обеих рук.
Ход
игры: (пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек)
1) Ребёнок учится
наматывать клубочек ниток.
2) Соревнования
для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого
цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.
Дидактическая игра «Собери
бусы»
Цель: продолжаем
учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу,
затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать
умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук,
выполняя нанизывание мелких деталей на шнур (леску).
Ход игры: Игру проводим в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
Игра «Волшебные палочки»
Цель: развиваем
ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику,
точность движений.
Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.
Усложнение: Выкладывание
сюжета по собственному воображению.
для
индивидуальных занятий.
Цель: обучать
навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения
обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: пособие
«Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой
подгруппы детей (2-3 ребёнка)
Вместе с ребёнком
рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать, как из
закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку
попробовать самостоятельно сплести косичку.
Речевое
сопровождение:
«Для моей
сестрички
Я плету косички
Из шнурков и из
тесьмы,
С нею очень мы
дружны».
Игра «Рисование по манке (муке)»
Цель: Развитие
точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости,
проекции.
Ход
игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой.
Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море,
высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не
понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.
Цель: развитие
мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: ребёнок
нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Усложнение: прищепки
заменяются канцелярскими скрепками.
Использую
прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на
несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
Цель: учить
закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение
складывать пальцы в щепоть.
Ход игры: подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.
Игра с крышками от бутылок «Лыжник»
Цель: развитие
межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, скоординированности движений пальцев рук.
Ход игры: положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы».
Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.
Игра «Игры с резинками»
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
Ход игры: в
начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2
пальчика,
соединяем и
раздвигаем пальчики.
Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик - окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!
Игры с конструктором
Цель: учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Цель: обогащение
сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие
мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и
т.д.
Ход
игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза
и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и
т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по
лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.
Игра «Геометрическая мозаика»
Цель: знакомство,
закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных
способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным
замыслом.
Дети с
удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по
образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических
фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое
мышление, мелкую моторику и связную речь.
Игра «Кто скорее свернет ленту?»
Цель: развивать
моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две
ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и
одного цвета.
Ход
игры: Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит:
«Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее,
тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо
крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог
предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают
- они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом,
стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя
палочку и наматывая на нее ленту.
Игра «Путешествие пальцев»
Оборудование: лист
бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения
пальцев.
Ход
игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает
пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от
другой «кочки».
Правила:
1. можно
передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. все пальцы
должны участвовать;
3. нельзя
отрывать первый палец, не переставив другой.
Игра «Составь узор или картинку из резинок»
Оборудование: пластина,
которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые
стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4 см; разноцветные
банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.
Ход
игры: детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок,
натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из
этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник,
треугольник.
Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
Игра «Успевай-ка!»
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик
из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак –
ладонь.
Правило: нельзя
ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
Игра «Кто запомнит?»
Цель: развивать
память, мелкую моторику.
Оборудование: коробочка
с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Ход
игры: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен
внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки.
Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек
рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет
рисунок с образцом.
Игра с прищепками «Зарядка для
пальчиков»
Цель: развитие
кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: прищепки
Ход игры: бельевой
прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и
обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает
котенок-глупыш,
Он думает, это не
палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь
кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Игра «Рукопожатие»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.
Оборудование:
кистевой эспандер (резиновое кольцо)
Ход
игры: Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в
такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки
происходит смена рук.
Игра «Иголочки»
Цель: развития
тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей
рук.
Оборудование:
круглая металлическая щетка для волос.
Ход
игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями,
приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
Игра «Какой формы предмет (или
жмурки на месте)»
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Материалы: игрушки, платок, пустые ящики или коробки.
Ход
игры: завяжите ребенку глаза платком, дайте в Руки игрушку и предложите
угадать, что именно вы ему дали. При правильном ответе откладывайте ее в правый
ящик, при неправильном — в левый. В конце игры посчитайте количество правильных
и неудачных ответов.
Каждый раз, когда
вы будете проводить эту игру, необходимо к привычным для ребенка игрушкам
добавлять совершенно неожиданные предметы, это будет заставлять работать
воображение малыша.
Наиболее весело
проходит игра, если играют несколько человек, а в конце задания проводятся
совместное сравнение полученных результатов, поиск и устранение ошибок.
Игра «Выгладим платочки для мамы»
Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: разгладить лист бумаги Материал: листок бумаги
Ход игры: перед каждым ребенком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым.
Цель: развитие
мелкой моторики руки
Задача: заполнить
пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.
Материал: пластиковая
бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке
Ход игры: Левой
рукой ребенок держит бутылку, а правой рукой (щепотью или двумя пальцами
(большим и указательным) берет по одной фасоли и опускает ее в бутылку. В конце
закрыть бутылку крышкой и погреметь получившейся погремушкой.
Варианты
использования: держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать
фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие
камушки.
Игра «Дорожка»
Цель: развитие
мелкой моторики руки
Задача: посыпать
«дорожку» манкой или пшеном
Материал: листы
бумаги, крупа (манка или пшено)
Ход игры: сделать
на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги.
Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя
пальцами и стараться не просыпать за края дорожки.
Варианты
использования: В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно
усложнять (зигзаги, волны).
Цель: развитие
мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.
Материал: Фантики 10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза,
орехи).
Комментариев нет:
Отправить комментарий